Кто-то ездит лишь пока температура совсем не «рухнет» в минус, кто-то «пользуется» оттепелью. Только маленькая категория «отчаянных» круглый год не закрывает сезон, урывая любой момент, чтобы покататься по Москве или выбраться на бездорожье. Поинтересуйтесь у них - при какой температуре можно ездить на мотоцикле, и ответ будет: «при которой он заведется».
Запрещено ли ездить на мотоцикле зимой
В ПДД нет ограничений - до какого времени можно ездить на мотоцикле, до какой температуры, или видимости. Жесткого запрета на эксплуатацию двухколесного транспорта по льду или по снегу - нет. Правила могут только ограничить движение по определенным дорогам, или в зоне действия знаков, регламентировать скорость движения мотоцикла, обязательную экипировку и оборудование. Управлять мотоциклами можно в любое время года.
Большинство мотоциклистов, которые ездят на питбайках и кроссовых малокубатурниках - даже не задаются вопросом: можно ли кататься на мотоцикле зимой, потому что просто не выезжают на ДОП. В лесу, по полям, или кроссовой трассе - можно катать без ограничений, на любой скорости и резине.
Как подготовить мотоцикл и себя к езде зимой
Никакой мотоциклист не скажет: «не езжу на мото зимой», назвав только один повод. Причин всеобщей зимней «летаргии» насколько:
Конечно, владельцы немногочисленных сайдкаров, или кроссачей - зимой находятся в более выгодном положении, чем те, кто катает на чоппере, или спорте, но даже им приходится основательно готовить технику к зимней эксплуатации.
Каждый сам для себя решает - подходящее ли зима время для обучения заново управлению мотоциклом, достаточно комфортно ему будет зимой на скутере, или мотоцикле, стоит ли заморачиваться с «переобувкой» и покупкой зимней мотоэкипировки, мыть байк после каждого «купания» в едких дорожных реагентах.
Утепляем двигатель
Чтобы мотор прогрелся быстрее и не охлаждался ниже рабочей температуры во время поездки - автомобилисты, закрывают радиатор от встречного потока. На мотоциклах с жидкостным охлаждением нужно сделать то же самое - установить перед радиатором жесткий щиток, или прикрыть воздухозаборное отверстие тканевым «фартуком». Если у вас воздушник - утеплите материалом для шумоизоляции открытый впускной коллектор, прикрепите перед цилиндром щиток, рассекающий прямой поток воздуха. Для облегчения запуска двигателя смонтируйте электроподогрев поплавковой камеры карбюратора (на базе подогрева рукояток), подогрев коллектора и поддона двигателя. Здесь - придется «поработать головой», потому что единого «стандарта утепления» для мотоциклов - нет, и каждый «крутится как может».
Свечи, масло аккумулятор
Зимняя эксплуатация идет при более низких температурах, поэтому свечи на мотоцикле (или скутере) нужно установить «погорячее», с меньшим калильным числом.
В на морозе аккумулятор быстро теряет емкость. Каждую неделю (максимум-две) его надо заряжать от сети «до упора». Перед каждой поездкой - проверять заряд (если обслуживаемый - уровень электролита). На открытой или холодной стоянке - на ночь его вообще рекомендуется снимать. Чтобы не оставлять без питания штатную сигнализацию - меняйте его на запасной (здесь подойдет даже старый, малой емкости).
Типичные форумные советы: как средство легкого запуска - сменить масло в двигателе (а также в амортизаторе) на более жидкое - имеют много противников. И они - правы. Текучесть масла мотору нужна только пару первых минут, а в штатном режиме оно должно создавать надежную пленку. Лучше используйте предпусковой подогрев.
Готовим колеса
Правильно подобранная резина - позволит ездить на мотоцикле зимой так же уверенно, как летом. Для большинства дорожных мотоциклов есть универсальная зимняя липучка, дающая хорошее сцепление на льду и на снегу. Для города, в качестве альтернативы - подойдет гоночная «дождевая» резина.
Шиповать кроссовую резину самостоятельно - дюбелями, как ездили мотоциклисты 90-х в эпоху дефицита - можно только для езды по льду, или бездорожью. В городе, на асфальте, особенно - сухом, езда на шипах, даже высотой 2-3 мм, принесет только разочарование: они пробуксовывают, сильно шумят, при резком старте - шипы будут вылетать, «стреляя» в окружающих.
Устанавливаем дополнительную ветрозащиту
Ездить на мотоцикле зимой без лобовика - то еще «удовольствие», особенно - во время классического дождя со снегом. Устанавливайте ветровое стекло, самое широкое из возможных. Да, на время придется смириться с несколько возросшим фронтальным сопротивлением, но так - вы точно не промерзнете до костей.
Поставьте на мотоцикл дуги - они помогут сберечь его и вас, пока будете учиться кататься по ледяным надолбам или зимней слякоти. Кстати, на них можно смонтировать самодельные щитки для ног, или закрепить заводские от другой модели. Если для вашего байка выпускаются серийные щитки, экранирующие ноги - вам не придется отбивать грязевые сосульки с мотоботов.
Владельцам скутеров - в этом плане проще - в ходе поездки их ноги закрыты, однако им тоже есть что добавить к облицовке: кроссовую защиту рукояток руля - даже перфорированная, она хорошо отсекает охлаждающий перчатки поток. Также существуют мягкие «Г-образные» текстильные чехлы на рукоятки - они выглядят нелепо, но справляются с утеплением рук в любой мороз.
Устанавливаем подогрев рукояток и сиденья
Оставленная даже на час вне теплого гаража «скамейка» пита или кроссача - способна проморозить вашу «пятую точку» до неприятных последствий. Безопасно ездить на мотоцикле зимой можно только с периодическим подогревом. В продаже есть универсальные «коврики» под авточехлы, с разъемом для прикуривателя. Они подходят к любому мотоциклу. Классический обогрев рукояток руля - вам пригодится не только по зимнему времени. Поздней осенью или ранней весной, в дождь, эта опция будет спасением.
Изучаем приемы безопасной езды
Что важнее всего делать перед тем, как кататься зимой на мотоцикле - учиться правильно работать газом. Рефлексы, приобретенные на чистом асфальте - в гололед становится опасными. Даже отлично подготовив мот, и утеплившись как профи, на первых порах вы почувствуете себя новичком, «сидящим на скользком бревне», поэтому - морально приготовьтесь к тому, что будете падать. Скорее всего - не раз.
Обучение должно начинаться до того, как упадет снег или дорога покроется льдом. Открывайте и закрывайте «газ» плавно, так, чтобы всегда ощущать «связь» положения дросселя и скорости мотоцикла. Тренируйтесь ускоряться и замедляться так, чтобы подъезжать к определенному «маркеру», не задействуя тормоз.
Утепляемся
Это как раз тот случай, когда снегоходные варианты - «рулят» в «поле», и в городе. Мотоэкипировка для сноубайка - теплая, легкая, непромокаемая. В зависимости от продолжительности поездки, погоды, типа мотоцикла и собственных навыков, можно комбинировать городские, туринговые и кроссовые элементы экипировки, но делать это - обязательно по принципу «капусты». Чем больше слоев - тем надежнее. Зимой компоновать составляющие мотоэкипа нужно с упором на лучшую защиту поясницы, шеи, коленей - самых уязвимых, из противостоящих ветру, частей тела.
Штаны
Рекомендуется брать зимой снегоходные или туринговые, с высокой талией, широкой расстегивающейся внизу штаниной, мембранной или фольгированной подкладкой. Наличие встроенной защиты - не принципиально: чтобы активно ездить на мотоцикле зимой, не отморозив ноги, вам все-равно придется надевать поверх них наколенники (желательно - шарнирные).
Мотоботы
Зимой обувь для покатушек нужна высокая, жесткая, свободная. Чтобы не мешать нормальному кровообращению, она должна быть на 0,5-1,0 размера свободнее и надеваться на толстый носок. Кроссовые и туринговые варианты с широким носком и толстой рельефной подошвой - при езде по снежной «каше», нужно дополнять дождевыми бахилами (здесь как раз пригодятся застежки внизу штанин). Если намереваетесь кататься в своих старых мотоботах - положите в них саморазогревающиеся стельки - тогда можно ездить долго, без остановки.
Куртка
Туринговые версии хороши, но зимой важнее не вентиляция, а утепление, поскольку чисто зимних туристических комплектов - мало, проще найти снегоходную куртку в размер, под которую надевать термобелье и черепаху. Обязательный нюанс - куртка должна быть длинной, с подкладкой из мембраны и подстежкой. Непромокаемость в «снегодождь» - по зиме реализуется за счет того же накинутого поверх дождевика, дождевых краг и бахил на ноги.
Перчатки
В качестве бюджетного варианта - в зимнее время удобно пользоваться кожаными длинными перчатками с высокой манжетой, теплой подкладкой и внутренним протектором. Минус подобного выбора - низкая мобильность кисти, плохая чувствительность пальцев, не позволяющая четко ощущать положение рычага или дозировать усилие. Перчатки - очень «тонкий» момент, потому что, даже надев слишком плотные - вы также можете замерзнуть без дополнительного утепления (подогрев рукояток становится неэффективным). Эластичные кроссовые - хоть и будут прогреваться со стороны ладони - при езде не защитят от ветра или дождя. Зимой в городе - защита костяшек нужна обязательно, но не носите мотоперчатки с металлическими протекторами, или нерегулируемой инерционной вентиляцией - так можно незаметно отморозить пальцы даже за короткое время.
Шлем
Ездить на мотоцикле зимой по городу - значит, «собирать» на себя не только грязь и песок. В лицо мотоциклиста летит достаточно едкий дорожный реагент, что в сочетании с абразивной крошкой - губительно для визора. Зимой шлем должен быть не просто хорошим, а иметь дополнительную стойкость к царапинам, двойной визор с подогревом и дефлектор дыхания, либо - хороший пинлок. Модульный, или интегральный шлем - при минусовой температуре не принципиально, какой, главное - закрытый. Исключение - открытые эндурные, со специальной двойной широкой маской. Подшлемник - неважно какого производителя - но обязательно с длинной непродуваемой горловиной.
Особенности езды на мотоцикле зимой
Даже если вы новичок, это - не так сложно, как кажется. Главное помнить несколько «золотых» правил: