Кто-то садится за руль собственной машины сразу после получения прав, другие – через несколько месяцев или даже лет. Но для каждого человека выбрать свой первый автомобиль – непростая задача, связанная с сомнениями и страхами. Личные предпочтения в данном случае являются далеко не самым главным принципом, а невнимательное отношение к любой детали может привести к разочарованию и, соответственно, денежным потерям. Подготовка к приобретению авто требует пристального анализа целого ряда факторов. О самых главных из них и поговорим далее.

Стоимость

Как показывает опыт профессионалов и автомобилистов с большим стажем, начинающему водителю стоит остановиться на средней ценовой категории. Выезжая на «взрослую» дорогу после автошколы, следует быть готовым к неизбежным повреждениям: царапинам при неловкой парковке, сбитым зеркалам во время разворотов в стесненных условиях и т. д. Очевидно, что ремонт авто стоимостью в несколько миллионов станет существенной проблемой, и не только в финансовом плане. Кроме того, дорогая машина с мощным двигателем недешево обходится и в эксплуатации, а новичок вряд ли сможет грамотно подойти к вопросу рационализации расходов. Однако и совсем бюджетный автомобиль – далеко не лучшее решение из-за:

  • частой потребности в ремонте;
  • вероятности быстрого выхода из строя;
  • неудовлетворительных результатов краш-тестов, соответственно, очень плачевных показателей безопасности для водителя и пассажиров;
  • низкого уровня комфорта (каждый начинающий водитель и так находится в напряжении, а отсутствие регулируемых подголовников, кондиционера и прочих удобств только усугубляет это состояние).

Класс и тип кузова

Специалисты рекомендуют заранее подумать о ликвидности машины, ведь через несколько лет ее придется продавать. Быстрее дешевеют авто с высокой изначальной стоимостью. Наименьшие денежные потери отмечаются при перепродаже популярных моделей А и В класса с минимальным пакетом оснащения, а также компактные кроссоверы. Для новичка небольшой размер автомобиля будет дополнительным преимуществом, ведь на ней намного проще парковаться и маневрировать в плотном транспортном потоке. Стоит обратить особое внимание на тип кузова хэтчбек. Там нет объемного багажного отделения, что позволяет легче контролировать габариты. Грубо говоря, заднее окно можно считать крайней точкой машины. С тем же седаном сложнее управляться, поскольку не всегда удается рассмотреть, где заканчивается багажник. Однако от покупки парктроников и камеры заднего вида отказываться однозначно не стоит. Для перевозки крупных предметов всегда остается функция трансформации заднего сидения, благодаря которой багажный отсек увеличивается практически вдвое.

Какую выбрать первую машину? фото 2

Итак, обобщим основные преимущества разных видов транспортных средств:

  • Хэтчбеки, лифтбеки. Компактные размеры позволяют намного лучше чувствовать габариты, проще парковаться, управлять машиной в плотном городском трафике и маневрировать в стесненных условиях.
  • Седаны, универсалы. Благодаря комфортабельности салона и объемному багажному отделению автомобили отлично подходят для семей с детьми и домашними питомцами. Также они позволяют перевозить различные грузы, но при этом отстают по показателю маневренности.
  • Кроссоверы с высоким клиренсом, внедорожники. Мощный мотор, полный привод и большие колеса – лучшие помощники во время загородных поездок по плохим дорогам и умеренному бездорожью.

Тип двигателя: бензиновый, дизельный

Обе разновидности моторов имеют преимущества и недостатки. Кроме того, на данный момент все большей популярностью начинают пользоваться гибриды и электромобили, которые, помимо дружелюбности к окружающей среде, дают неплохой бонус в виде бесплатной парковки. Однако они пока слишком дороги в эксплуатации в нашей стране, а скорость появления зарядных станций даже в крупных мегаполисах оставляет желать лучшего. Поэтому пока выбор первого автомобиля ограничивается бензиновыми и дизельными версиями. Последние выигрывают по минимальным показателям расхода топлива. Однако это преимущество реализуется не всегда, учитывая то, как бывает трудно найти качественное горючее. Также минусами являются более высокая стоимость обслуживания и отсутствие дизельных версий в линейках некоторых марок. Бензиновые комфортны в эксплуатации в зимнее время, так как прогреваются заметно быстрее. Они показывают неплохую экономичность, особенно если машина небольшая. Мощные версии позволяют развивать высокую скорость, быстро обгонять грузовики и автобусы, легко перестраиваться даже в плотном трафике. Кроме вида топлива, следует обращать внимание на:

  • Объем. Оптимальный вариант для начинающего водителя – 1–2 литра. Все, что больше, неэкономно в эксплуатации и требует уплаты высокого транспортного налога. А еще слишком быстрой и мощной машиной будет трудно управлять. Тем более, если авто приобретается для езды по городу, его впечатляющие ходовые характеристики просто нивелируются пробками, плотным городским потоком и вялой скоростью.
  • Конструкцию. Атмосферные силовые установки уступают по мощности турбированным даже при меньшем объеме последних. Однако они сохраняют преимущество по надежности и длительности эксплуатации.
  • Расход топлива. Данный фактор сильно влияет на стоимость обслуживания транспортного средства. Многие производителя заявляют в ТТХ заниженные цифры, поэтому при выборе первого автомобиля не лишним будет почитать отзывы владельцев интересующих моделей на форумах, специализированных сайтах и в соцсетях.
  • Тип КПП: механика, автомат

Новичку однозначно удобнее и безопаснее с АКПП, так как она не отвлекает внимание, которое нужно максимально концентрировать на дороге. Да и справляться с двумя педалями проще, чем с тремя. Во многих автошколах все еще учат обращению с МКПП, однако постепенно они уходят в прошлое. Например, некоторые современные автожурналисты и довольно известные блогеры абсолютно не умеют ездить на механике.

Вспомогательные системы и безопасность

По статистике ГИБДД наиболее частыми участниками ДТП становятся люди в возрасте 30–40 лет, имеющие за плечами не первый год вождения. Очевидная причина такой картины – чрезмерная уверенность в собственном мастерстве, выливающаяся в неосмотрительность и пренебрежение правилами движения. Новички же действуют намного аккуратнее, поскольку их в первые месяцы (если не годы) постоянно сопровождает дискомфорт и страх аварии. Однако на дороге случаются разные ситуации, поэтому лучше подстраховаться при помощи максимального комплекта систем пассивной и активной безопасности. Помимо 6 подушек и ремней с преднатяжителями, машина для начинающего водителя должна быть укомплектована электронными ассистентами:

  • парктрониками;
  • системой отслеживания «мертвых» зон;
  • адаптивными фарами;
  • системой превентивного торможения.

Тип привода и величина клиренса

В 2019 году не осталось машин с задним приводом, кроме каких-нибудь седанов представительского класса. Однако они явно не для новичков. Рамные внедорожники – выбор водителей, регулярно сталкивающихся с бездорожьем: лесников, джиперов, вахтовиков и др. Кроссоверы с полным приводом помогут легче выбраться из заваленного снегом двора или подняться на обледенелую горку, однако по проходимости это далеко не внедорожники. Кроме того, без уверенных водительских навыков лучше отказаться от поездок по сильной грязи и скользкой дороге. Поэтому правильно будет остановиться на варианте с передним приводом. А вот плюсы большого дорожного просвета очевидны в любой ситуации. Благодаря высокому клиренсу можно:

  • проезжать над выступающими колодцами при ремонте дорог;
  • смело распахивать двери при параллельной парковке, не боясь царапин;
  • эффективно оценивать дорожную обстановку, ведь из высокой машины открывается дальний обзор;
  • свободно передвигаться по грунтовым дорогам;
  • свешивать бампер над бордюром, если нужно втиснуться в ограниченное пространство парковочного места.

Новый или б/у?

На первый взгляд кажется, что вопрос лишь в количестве финансов: если денег мало, то берем подержанный автомобиль и стараемся выгодно поторговаться с продавцом, сэкономив несколько тысяч рублей. Если средств достаточно – отправляемся в салон дилера и забираем «ласточку» прямо с конвейера. Но на самом деле у каждого варианта есть плюсы и минусы. Преимущества приобретения новой машины:

  • юридическая чистота сделки;
  • прогрессивный дизайн и передовые технологии (включительно с электронными ассистентами и системами безопасности);
  • максимальный комфорт для снижения уровня стресса;
  • высокая надежность и долговечность, учитывая отсутствие износа;
  • хорошая ликвидность при последующей продаже;
  • гарантия от производителя.

Б/у автомобиль также лучше покупать в крупном салоне. Там он обойдется немного дороже, зато риск юридических нестыковок и скрытых дефектов существенно меньше. Если все же хочется купить машину подешевле, то обращайтесь по объявлениям частников, взяв с собой друга, имеющего опыт владения личным ТС. Показатели пробега можно скрутить, но бывалый водитель определит изношенное, утопленное или битое авто, приведенное в визуальный порядок при помощи косметического ремонта. Также не лишним будет независимый осмотр в сервисном центре и проверка юридической чистоты. Стоит убедиться, что машина не числится в угоне и продается без обременений. Подержанный автомобиль лучше по следующим параметрам:

  • низкая стоимость;
  • возможность спокойно накапливать опыт вождения, не боясь повредить дорогое транспортное средство;
  • отсутствие необходимости обращаться только на официальные СТО для заказа запчастей, прохождения ТО и замены расходных материалов (можно это делать в мастерских, где дешевле или ближе ехать);
  • ненакладный ремонт зеркал, бамперов, царапин, сколов по сравнению с новым автомобилем.

Возможные ошибки и итоги

При выборе марки стоит сразу отказаться от премиальных вариантов, иначе велик риск привести машину в плачевное состояние, исключающее выгодную перепродажу. Кроме того, следует помнить о высоких расходах на обслуживание авто. Слишком дешевая модель также не станет хорошей покупкой из-за низкого уровня комфорта, отсутствия элементарной безопасности, потребности в постоянном ремонте и короткого эксплуатационного срока. Поэтому лучше остановиться на новом автомобиле средней ценовой категории или не слишком старом подержанном, если бюджет на приобретение ограничен. Наверное, самым важным фактором является расчет эксплуатационных расходов, ведь многие начинающие водители спешат купить личное ТС, но оказываются абсолютно неготовыми к его постоянному содержанию. Если по подсчетам получается непосильная сумма, рекомендуем присмотреться к моделям попроще с экономичным расходом горючего, дешевым ТО, не таким высоким транспортным налогом. В перечень ежемесячных трат входят:

  • топливо (по данным опроса, проведенного редакцией журнала «За рулем» в начале 2019 года, больше 42% российских автомобилистов тратят на горючее от 4 тысяч рублей в месяц);
  • транспортный налог;
  • прохождение ТО;
  • страховка;
  • покупка технических жидкостей и запчастей;
  • парковочное место или стоянка;
  • текущий и аварийный ремонт;
  • мойка.

Еще одной частой ошибкой молодых водителей – как женщин, так и мужчин – является покупка неликвидной модели. Рано или поздно новичок наберется навыков и захочет пересесть на другую машину, а с перепродажей невостребованного автомобиля обязательно возникнут проблемы: на большую сумму точно рассчитывать не придется, а за время поиска хоть какого-нибудь покупателя можно упустить выгодное предложение по приобретению нового авто. Поэтому лучше сразу изучить спрос и выбирать между вариантами, которые пользуются спросом на вторичном рынке.