Как и в случае с любым другим средством передвижения , езда на мотоцикле сопряжена с определенным риском, но наличие отточенных водительских навыков, хорошая физическая и умственная подготовка к езде способны свести этот риск к минимуму. Чтобы определить, какие навыки и умения необходимы для ответа на этот достаточно серьезный вызов, нелишним будет сначала разобраться, что за «зверь» такой - мотоцикл, и как с ним обращаться.

Мотоциклист очень уязвим физически. По данным статистики ДТП, 20 % аварий с участием пассажирского транспорта заканчиваются травмами или гибелью людей, тогда как сред и мотоциклетных аварий эта цифра составляет шокирующи е 80% . Автомобилистов часто спасают ремни безопасности, собственная внимательность, трезвость и следование правилам дорожного движения. Также и мотоциклиста могут спасти его водительское мастерство, трезвость и защитная мотоэкипировка. Средства защиты значительно снижают вероятность получения травмы, так что позаботьтесь о том, чтобы у вас были: шлем, отвечающий стандартам, хорошие защитные очки, дорожные куртка и брюки из износостойкого материала, закрытые перчатки и прочные, высокие (закрывающ ие лодыжки) мотоботы.

Кроме того, что мотоцикл - это просто интересно, на нем еще и гораздо удобнее, чем на автомобиле, ездить по оживленным магистралям большого города (при наличии умения и опыта, конечно), и это делает его идеальным средством передвижения в современном перенаселенном мегаполисе.

Но хорошая экипировка и добрые намерения - еще не гарантия того, что вы не попадете в аварию. Для этого гораздо важнее отношение к езде и здравый смысл. В большинстве мотоциклетных аварий без участия посторонних водителей основным является человеческий фактор. И многих столкновений (и полученных в них травм) можно было бы избежать, если бы мотоциклист лучше понимал, что он делает, более совершенно владел техникой маневрирования или торможения. Все эти навыки можно приобрести - и потом постоянно тренировать и обновлять. Другой важный фактор - относительно малая заметность мотоцикла на дороге. В самом распространенном виде столкновения мотоцикла и автомобиля - когда автомобиль делает поворот прямо перед мотоциклом - водители почти всегда оправдываются тем, что мотоцикл этот они «просто не видели». А когда они его все-таки видят, проявляется другая тенденция: автомобилисты часто не в состоянии правильно определить его скорость или разделяющую их дистанцию. Так что чем более заметен мотоциклист на дороге, тем меньше у него шансов попасть в такого типа аварию.

Эти факторы очень красноречивы, но они рисуют далеко неполную картину. Обучение водительскому мастерству и тренировка навыков очень помогают мотоциклисту справиться с этими и другими рисками. Задумайтесь над этим: мотоциклисты, которые учились ездить самостоятельно или с помощью родственников и друзей, имеют почти в два раза больше шансов попасть в аварию, чем специально обученные. И еще один факт: более 40 % участников аварий не имели в своих водительских правах отметки о разрешении вождения мотоцикла. Специальное обучение очень важно. Качественное водительское обучение - это больше чем простое овладение водительскими навыками. Оно обязательно должно быть направлено на формирование в вас постоянной готовности и умения быстро оценить неожиданно возникшую ситуацию, а также научить вас правильно на нее реагировать, чтобы остаться живым и здоровым. Прочитайте эту книгу и осмыслите все представленные в ней навыки, упражнения и гипотетические ситуации - так вы сделаете еще один шаг на пути к своей цели.

РИСК, И КАК С НИМ СПРАВИТЬСЯ?

Практически любое действие, предпринимаемое человеком, в той или иной мере сопряжено с риском. Даже такие обычные дела, как поход в магазин, подстригание газона или поедание чизбургера вполне могут иметь неприятные или даже опасные для здоровья последствия. Чтобы жить счастливой и полноценной жизнью, нужно, среди прочего, еще и уметь справляться с такими рисками. То же можно сказать и о езде на мотоцикле: чтобы она была безопасной и удачной, нужно уметь оценивать связанный с ней риск, ездить только в рамках своих возможностей и действовать так, чтобы свести этот риск к минимуму. В пути всегда может случиться что-то нежелательное или неприятное. И вероятность такого события меняется с каждой минутой - иногда просто с пугающей быстротой. Управление этим риском превращается в увлекательную игру восприятия и реакции: чем быстрее вы воспримите опасную ситуацию и начнете ее обдумывать, тем лучше вы будете подготовлены к тому, чтобы ей противостоять. Результат: риск минимален. А если мотоциклист не обращает внимания на неблагоприятное развитие ситуации или просто не замечает опасности, риск значительно возрастает - и последствия могут оказаться печальными.

От попавших в аварию мотоциклистов часто можно услышать: «Я просто ехал себе, и тут - бамц! - и я уже на земле!» Такого вида аварии, как «просто ехал себе», не существует. Любая авария - это результат воздействия конкретных факторов, одни из которых можно предвидеть, другие - нет, одних можно избежать, других - нет. Ответственный мотоциклист должен всегда ожидать опасность и быть готовым среагировать на нее.

В пути вы постоянно получаете определенные сигналы извне и анализируете их, чтобы определить степень риска. Мозг человека - поразительный инструмент, если натренировать его должным образом. Он легко (и часто неосознанно) предугадывает опасности, определяет, какая из них серьезней; сравнивает благоприятный и неблагоприятный варианты исхода ситуации и потом предлагает целый набор возможных способов реагирования. Когда вы едете на мотоцикле, то не просто пассивно участвуете в процессе - напротив, являетесь самым что ни на есть активным его участником, и именно от ваших действий и решений будет зависеть степень риска в каждый конкретный момент. Вы не просто бездумно несетесь по дороге - ваша судьба исключительно в вашей голове и ваших руках. Один только этот принцип - активная оценка риска - возможно, самый главный элемент безопасной езды. Слишком часто начинающие мотоциклисты полностью отдают свою судьбу и безопасность в руки других участников движения - и иногда это имеет трагические последствия.

Когда вы едете на мотоцикле, слишком многое поставлено на кон, чтобы доверять разуму и умениям других водителей. На перекрестке никогда не ждите, что встречная машина, прежде чем повернуть, подождет, пока вы проедете. Не надейтесь, что приближающийся сбоку фургон уступит вам право проезда. Чтобы ездить безопасно - с гарантией, что ситуация всегда развернется исключительно в вашу сторону, - вы должны взять в сю ответственность за свои действия только на себя и создать себе на дороге определенный запас времени и пространства для маневра. Вы должны быть готовы среагировать на ситуацию так, чтобы результат был только в вашу пользу, независимо от действий других. Постоянное чувство личной ответственности, внимательность и физическая готовность, знания и опыт - вот условия, которые помогут вам преодолеть трудности, связанные с ездой на мотоцикле, справиться со всеми рисками, поджидающими в пути, и ездить безопасно.